Сегодня вместе с сайтом Warspot мы поговорим об истории спецподразделения UOE.

В 1950 году капитан морской пехоты Альфредо Диас дель Рио Дарнель познакомился с несколькими унтер-офицерами Лёгкого батальона, проводившими в военной школе Монтанья-де-Хака курс по скалолазанию.
Энтузиазм — штука заразная, и вскоре капитан-морпех записался на курсы альпинизма и горных лыж.Обычно этот путь оказывается долог и тернист, но капитану Дарнелю повезло: на очередных манёврах ему выпал шанс изложить свои идеи адмиралу Морено — в тот момент главе Морского департамента Бискайского залива. В 1951 году Сальвадор Морено был назначен министром флота. Одобрение такой фигуры сразу снимало большинство преград — и в составе испанской морской пехоты появилась рота «амфибийных альпинистов» (La Compañía de Escaladores Anfibios). Уже в апреле следующего года рота приняла участие в параде 1 апреля в Мадриде в честь победы франкистов в гражданской войне.
На основе тренировок и учений роты капитан Дарнель вскоре написал руководство под названием «Методы восхождений для десантных подразделений морской пехоты». Помимо тренировок, морские альпинисты принимали участие и в спасательных операциях. С одной стороны, рота амфибийных альпинистов показала свою нужность и полезность, с другой — командование морской пехоты пришло к выводу о том, что необходимо создать специальное подразделение с более широкими возможностями, чем просто высадка на скалистый берег.
Подразделение специальных операций (Unidad de Operaciones Especiales — UOE) было создано в Испании в 1966 году. Как и в предыдущем случае, основную роль в его создании сыграл капитан — на этот раз Хулио Яньес Гольф. Кроме него первоначальный костяк нового подразделения составили лейтенанты Видаль Абарка и Касас Охеда. Девизом UOE стала фраза «Soy Capaz» «Я способен!»
Хотя новое подразделение и унаследовало часть оборудования, снаряжения и личного состава «альпинистской» роты вместе с её функциями, жаловаться на особое изобилие бойцам не приходилось. Кроме упомянутых выше «амфибийных альпинистов», в новую группу также передали функции ещё одного интересного спецподразделения — «амфибийных сапёров» (La Unidad de Zapadores Anfibios). Этот отряд был создан в 1953 году лейтенантом морской пехоты Антонио Горордо Альваресом, и стал первым в Испании подразделением боевых пловцов.
Первые зелёные береты, ставшие одним из символов UOE, бойцы покупали за свой счет. Лишь в 1972 году береты были официально закреплены за подразделением. Далеко не сразу морские пехотинцы признавались парашютистами, хотя и совершали прыжки в ходе тренировок. Но энтузиазм майора Гольфа всё-таки дал ему возможность исполнить мечту.

Разумеется, испанцам было у кого поучиться: UOE имело возможность использовать опыт своих союзников по НАТО, начиная от американских UDT-SEAL и заканчивая британскими SBS. Впрочем, у испанцев было достаточно возможностей и для получения собственного опыта. После Второй мировой войны Испания постепенно утрачивала свои африканские владения. По некоторым сведеньям, бойцы UOE принимали участие в некоторых операциях против марокканцев, хотя и куда реже, чем армейский спецназ или десантники.
Система подготовки в UOE, как и во многих других западных спецподразделениях, была разделена на базовую и дополнительную. Базовая длилась около месяца и, по сути, была тестом на физическую подготовку и первым этапом отбора. Ее основу составляли длительные марши с грузом и учебные тренировки на море и в гористой местности. Если кандидат выдерживал первый этап, следующие два месяца его ждали уже более сложные курсы: минно-подрывное дело, горная подготовка, медицинская подготовка, снайперская стрельба и другие. В дальнейшем курсант проходил также через парашютную школу и спецкурс войны на море. Особое внимание уделялось отработке высадке с надувных штурмовых лодок, а также с торпедных катеров и субмарин.
Учитывая, что численность UOE никогда не была особенно велика, иногда отбор составлял и 100% отсеянных — у UOE был самый высокий «входной порог» в вооружённых силах Испании.

Первой известной широкомасштабной операцией, где были задействованы бойцы UOE, стала эвакуация в 1969 году испанских граждан из Экваториальной Гвинеи — бывшей испанской колонии. Затем спецназовцы отметились в операции «Тритон», проводившейся в 1975 году. Бойцы UOE также были задействованы как часть сил испанского контингента в IFOR и SFOR на территории бывшей Югославии. Есть информация и об их участии в операциях против баскской леворадикальной террористической организации ETA.
Более современным примером действий UOE стал захват северокорейского судна «Со Сан». За несколько секунд спецназовцы взяли под контроль корейский корабль, подозреваемый в перевозке оружия в Ирак из Северной Кореи — дело было в декабре 2002 года. В ходе последующего досмотра под мешками с цементом были обнаружены 15 ракет «Скад», боеголовки для них с обычной взрывчаткой, а также компоненты ракетного топлива.

В 2007 году испанцы решили оптимизировать свой военно-морской спецназ, объединив UOE со второй «морской» группой — UEBC, боевыми пловцами. С 2009 года в составе испанского флота действует одно специальное подразделение FGNE — Специальные военно-морские силы.
Известно, что испанские специальные подразделения действуют в настоящее время как в Афганистане (совместно с другими союзниками по НАТО), так и в Африке — в Центрально-африканской республике. Однако подробности об участии испанского спецназа непосредственно в боевых действиях не раскрываются. На официальном уровне считается, что их задача — помощь в обучении местных сил. Ранее, в 2016 году, публиковалась информация о работе военно-консультативной группы FGNE в Кабо-Верде (Острова Зелёного Мыса).
Полную версию статьи читайте на сайте Warspot.